— В 2010 году В ДЮСШ начала работу спортивно-оздоровительная группа для дошкольников. Правда ли, что ее созданию способствовали семейные обстоятельства?
— Я педагог по образованию (МГПУ факультет дошкольной педагогики и психологии, колледж физкультуры и спорта «Спарта»). Много занималась танцами, борьбой, йогой. В Краснознаменске на тот момент не было детских спортивных кружков, а мне хотелось и работать, и больше времени проводить с ребенком. Директор школы Марушкин Олег Генадиевич пошёл навстречу. Так, в 2010 году я стала тренером-преподавателем ДЮСШ — начала вести занятия в спортивно-оздоровительной группе (СОГ) для детей дошкольного возраста.
Занятия СОГ направлены на общее физическое развитие детей.
Проводятся 3 раза в неделю:
Для детей дошкольного возраста приоритетными задачами в физическом воспитании являются развитие координации и согласованности действий, внимания, укрепление мышц, профилактика нарушений осанки и плоскостопия, формирование стойкого интереса к занятиям физкультуры, научить ребёнка владеть своим телом, получать от этого удовлетворение и радость.
Группа СОГ в «ВКонтакте»
http://vk.com/club63176778
Для нового 2015−2016 учебного года создана своя группа в контакте по адресу vk.com/club101063530
В секции могут заниматься дети с 4 до 7 лет, без противопоказаний со стороны здоровья. Родители должны проконсультироваться с педиатром.
На занятиях обращаем внимание на правильную осанку, навыки самомассажа, упражнения на укрепление свода стопы. Также прорабатываем психологические задачи — упражнения на снятие мышечных зажимов, скованности движений, стеснительности. Подвижные игры и эстафеты создают командный дух, дружескую атмосферу.
— Вера Сергеевна, коллективная деятельность не исключает индивидуальный подход к каждому ребенку?
— Занятия групповые, все должны выполнять какие-либо задания. При подготовке и распределении заданий учитываются индивидуальные особенности ребёнка, его физические данные, характер, настроение, степень усталости.
Стараюсь подходить к каждому ребёнку индивидуально. Чтобы понять ребёнка разговариваю с ним по возможности и до занятия, и во время, и после, если встречаю на улице. Обращаю внимание, какие глаголы ощущений он упоминает чаще других: зрительные, слуховые, кинестетические
Все дети хорошие и замечательные. Оценивая поступи и действия, оставляю возможность исправить ситуацию в следующий раз, стать ещё лучше. Использую образы и аллегории, отвлечённые ситуации, персонажей из знакомых мультфильмов и детских фильмов.
Иногда даю задания творческого характера: нарисовать рисунок, сделать поделку к празднику, выучить стихотворение, подготовить номер (если ребёнок ходит в другой кружок), таким образом, даю возможность проявиться его индивидуальности, талантам и получить заслуженную похвалу. Что очень способствует развитию успешной личности. Ребёнок должен чувствовать свой успех, переживать положительные чувства.
— Каковы особенности работы с дошкольниками? На что следует обратить особое внимание?
— В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. В процессе игры создаются условия, позволяющие ребёнку самостоятельно строить систему взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми. В игре дети получают психологический материал для осознания особенностей своего «Я». Такие переживания не всегда позитивны. Например, многим детям бывает трудно признать свой проигрыш. В таком случае игра является средством, с помощью которого можно научить проигрывать, реагировать на неудачу и выносить из неё главное — желание научиться делать то, что пока не умеешь. Кроме того, проиграв, ребёнок учится терпимее относиться к проигрышу другого.
Случается, что в процессе игры у ребёнка возникает очень важное переживание собственной полноты и целостности, наполняющее его «Я» новыми силами. Особенно радует, когда такое ощущение возникает не как следствие выигрыша, то есть за счёт других детей, а в коллективной игре — как результат совместного успеха, разделяемого с другими детьми.
— Всех родителей дошкольников интересует вопрос: «Как приучить ребенка к спорту?
— В последние годы медики отмечают тревожную тенденцию: современные дети становятся все менее тренированными, малоподвижными. Они не жалуют физкультуру, отдавая предпочтение сидячим развлечениям — просмотру телепрограмм, компьютерным играм. И как следствие, к 14—15 годам нередко приобретают целый букет болезней: близорукость, сколиоз, сердечную недостаточность
Разумеется, все родители хотели бы видеть своих детей гармонично развитыми, сильными и ловкими, а главное — здоровыми. Вот только как этого достичь? Главный вопрос, который волнует многих: в каком же возрасте следует начинать занятия спортом? Некоторые тренеры уверяют: чтобы добиться высоких результатов, детей надо отдавать в секции как можно раньше, уже с трех-четырех лет. Но этот тезис верен лишь в том случае, если речь идет о воспитании профессионального спортсмена. Однако подавляющее большинство детей не мечтают о чемпионских лаврах, а занимаются физкультурой просто ради здоровья и собственного удовольствия. В этом случае вовсе не обязательно вести кроху к профессиональному тренеру.
По мнению специалистов, до 6—7 лет здоровому и активному ребенку вполне достаточно просто играть во дворе со сверстниками и заниматься физкультурой под руководством родителей. Пример взрослых в этом возрасте очень важен. Если они все свободное время проводят на диване у телевизора, то и дети обычно усваивают именно такую модель поведения и в будущем не проявляют интереса к спорту. Поэтому чаще выбирайтесь всей семьей на стадион, в бассейн или на теннисные корты. Вовсе не обязательно останавливаться на каком-то одном виде спорта, меняйте их в зависимости от сезона: летом плавайте, осенью занимайтесь легкой атлетикой в закрытых спортзалах, зимой катайтесь на лыжах и коньках. Важно, чтобы малыш ощутил радость движения, привык к умеренным нагрузкам и физкультура стала естественной, а главное — приятной частью его жизни.
— Лучший отдых — это смена деятельности. Как правильно чередовать умственную и физическую нагрузку ребенка?
— Поддерживайте малыша во всех его стремлениях. Если ребенок решит начать бегать, делайте это вместе с ним, захочет каждое утро заниматься на турнике и вы вместе с ним.
Подарите летом незабываемые впечатления. Отправьтесь всей семьёй в туристический поход. Когда ребенок увидит всю прелесть песен у костра, попробует вкусную полевую кашу и все это после тяжелого дня на природе, он просто не сможет забыть такого приключения. Будьте уверены, что в следующем году он обязательно отправиться в такой поход еще.
Занятия спортом формируют характер, ответственность, приучают к правильному распорядку дня. Утренние и обеденные часы стоит уделять учебе. В свою очередь, занятия спортом снимут дневную умственную усталость, расслабят и поспособствуют хорошему аппетиту и крепкому здоровому сну.
Стремясь приучить ребенка к чему-либо, не забывайте учитывать и его пожелания. Здоровье малыша в руках его родителей. Старайтесь помочь ему определиться в виде занятий и незаметно корректируйте образ жизни. Можете придумать вместе распорядок дня, написать его на большом листе и повесить в комнате. Ежедневно, вместе с ребенком, отслеживайте, насколько были соблюдены все правила. Чем бы ни решил заниматься ребенок, помогите ему в начинаниях.
Дети в возрасте до 10 лет еще не могут сразу определиться, чем им лучше заниматься. Можно смело экспериментировать и пробовать различные виды занятий. Посетите вместе некоторые из них. Осознание того, чем именно он хочет заниматься, к ребенку придет после того, как ему представится выбор. Первые спортивные начинания не всегда становятся удачными. Поэтому не старайтесь сразу загрузить малыша. Нагрузки должны начинаться постепенно. Со временем ребенок будет привыкать и сможет больше заниматься. Главное, не перестарайтесь, иначе получите совершенно противоположный эффект.
Не спешите нагрузить ребенка занятиями в секции одновременно с первыми в его жизни занятиями в школе. Ребенку придется приспосабливаться к новым требованиям на два фронта. Ему может стать непонятным, что требует учитель и тренер. Тогда может появиться сопротивление к спортивным занятиям. Приобщайте ребенка к спорту спустя полгода с начала первых занятий в школе.
И все-таки в вопросе выбора секции для ребенка присмотритесь, чем ваш малыш любит заниматься, как ведет себя со сверстниками. Например, некоторые любят прыгать, другие — бегать, прыгать на скакалке или играть в шахматы
— Как найти тренера для ребенка? Можно ли ожидать результат от занятий сразу?
— Определившись с видом спорта, не спешите записывать ребенка в ближайшую секцию. Поговорите с родителями, чьи дети уже ходят туда на тренировки: узнайте, устраивают ли их условия обучения, не слишком ли жестко тренер ведет себя с маленькими учениками. Обязательно понаблюдайте за детьми, выходящими с тренировки, — с каким настроением они прибегают в раздевалку, довольные и бодрые или усталые и расстроенные? Все это чрезвычайно важные вопросы, ведь от педагога зависят не только локальные успехи ребенка, но и его отношение к спорту в целом. Ищите специалиста с большим опытом работы с детьми, идущего на контакт с родителями. Вам нужен добрый и чуткий тренер, который не ставит перед собой цель вырастить из каждого своего ученика чемпиона и готов заниматься даже с не очень способными детьми. Нормативы нормативами, но индивидуальный подход в спорте не менее важен, чем в любом другом деле. Ведь даже если вы мечтаете о золотых медалях для своего спортсмена, на начальном этапе важно совсем другое: если ребенок действительно полюбит спорт, то со временем он сможет добиться гораздо большего, чем дети, которых заставляют ходить на занятия из-под палки. Спорт для ребенка может стать дорогой в жизнь.
— Нужно ли закаливать ребенка? С какого возраста? Как правильно?
— Закаливать ребёнка нужно, но без фанатизма. Важно правильно подбирать одежду для детей на улицу и в помещении, поддерживать температуру воздух в комнате, где находится ребёнок около 20−23 градусов. Купания ежедневные, игры с водой. Обтирания влажным полотенцем, обливания прохладной водой. Закаливание — повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов внешней среды путём систематической тренировки.
Процедуры можно начинать с любого возраста практически с рождения. Можно закаливать и часто болеющих детей. Начинают процедуры в период, когда ребёнок здоров. Для закаливания используют все факторы внешней среды (солнце, воздух, воду). Закаливание можно начинать в любое время года. Процедуры должны производиться систематически, в течение всего года, тогда от них будет максимальный эффект. Необходимо постепенно увеличивать силу раздражителя и время его воздействия на организм ребёнка. Все закаливающие процедуры будут эффективны только на фоне положительных эмоций!
Закаливание ребенка до 1 года
Первой закаливающей процедурой для новорожденного ребёнка являются воздушные ванны. Заключаются они в том, что во время переодевания ребёнка его держат без одежды 1−2 минуты при температуре воздуха в комнате 22−24 С.
В летнее время новорождённого можно выносить на прогулку практически сразу после рождения (если его вес более 2500 г), вначале на 20−40 минут в день, постепенно увеличивая время до 6−8 часов в сутки. Ультрафиолетовые лучи оказывают положительное влияние на иммунную систему организма, но необходимо помнить, что нежная кожа ребёнка легко обгорает, поэтому пребывание малыша под прямыми солнечными лучами категорически запрещено.
Зимой в средней полосе России гулять с ребёнком можно с семидневного возраста при температуре воздуха до -10 С в безветренную погоду начиная с 5−10 минут в сутки, доводя пребывание на свежем воздухе до 1,5−2 часов в день.
Очень важной закаливающей процедурой в этом возрасте является ежедневное купание малыша. Купание доставляет детям положительные эмоции и является мощным закаливающим фактором. Общие ванны в первом полугодии проводят ежедневно, во втором — можно и через день. Температура воды должна быть 36−37 С. После купания малыша обливают водой на 2−3 градуса ниже той, в которой он купался.
От года до трех лет
В этом возрасте дети достаточно устойчивы ко многим неблагоприятным факторам, особенно если закаливание производилось с рождения. Поэтому можно использовать более контрастные методы. Можно проводить общие обтирания со снижением температуры воды до 26−28 С, применять душ, который оказывает более сильное воздействие, так как кроме температурного фактора, здесь еще имеет место и механическое воздействие водного потока на кожу ребёнка, оказывающее массирующее действие.
С полутора-двух лет ребёнку можно разрешать купание в открытых водоемах при температуре воды +21 С и температуре воздуха +25 С и более. Первое купание 1−2 минуты, затем перерыв 10−15 минут. Очень важно не напугать ребёнка — не тащите его в воду, пусть зайдет сам.
Детям старше 1-го года можно постепенно проводить солнечные ванны. Температура воздуха должна быть от +20 С до +30 С (но не более!), пребывание на солнце начинайте постепенно 5−10 минут до 30−40 минут.
Самое лучшее время для солнечной ванны — утренние часы от 9 до 12 часов, в жаркое время можно загорать и с 16 до 18 часов. Не забывайте на голову ребёнка надевать панамку. Внимательно наблюдайте за кожей ребёнка — при малейшем покраснении пребывание на солнце следует прекратить на 1−2 дня.
Детям до трёх лет нежелательно проводить контрастные закаливающие процедуры (холодный душ, сауна, русская баня), так как ребёнок еще не в состоянии оценить самочувствие, и в последствии будет трудно определить грань между полезным влиянием этого метода и отрицательным.
— Какое спортивное направление для детей еще не охвачено в Краснознаменске?
— Да у нас в городе много разных предложений для детей. И занятия танцами, рисованием, пением, плаванием. Секции футбола, волейбола, баскетбола, тенниса, лыжные гонки, пулевая стрельба, художественная гимнастика. И всё-таки нам есть куда стремиться. Это лёгкая атлетика, между прочим, королева спорта, и акробатическая гимнастика. Акробатическая гимнастика включена в семейство различных видов гимнастики, которые, в свою очередь, входят в состав Международной федерации гимнастики (FIG).
Формируются различные группы из мужчин или из женщин либо смешанные группы для участия в соревнованиях. Акробатика сочетает в себе силу, гибкость и точность с грацией и музыкальным слухом. Но кроме этих компонентов должно быть доверие к товарищам по команде — это основа для достижения успеха в этом виде спорта. К спортивным видам гимнастики относятся: спортивная, художественная, акробатическая, эстетическая, командная, аэробическая гимнастика.
— Чем занимаетесь в свободное время
— Хобби у меня по жизни были разными, но в целом их можно отнести к эстетической группе, мне нравилось рисовать — я долго занималась живописью и рисунком, мне нравилось петь и выступать на сцене. В студенчестве я участвовала в различных творческих коллективах: русский народный хор, академический хор, вокальное исполнение. В Краснознаменске я познакомилась с хором Светланы Канищевой и несколько лет занималась в нем. В детстве ходила в театральный кружок. Занималась рукоделием, как многие девочки. Все эти навыки помогают мне теперь заниматься успешно педагогической деятельностью. Свой досуг организовываю тоже с пользой, хотя, сейчас не так много временя свободного. Обязательно пробую что-то новое: конные прогулки, скалолазание с друзьями, участие в театральных проектах.
— Правда ли, что падаете на балах в обморок? :-)
— Правда. Было дело! Мероприятие называлось «Лермонтовский бал» в 2014 году, Организовала его Моторная Наталья Яковлевна. Мы с моим супругом играли супружескую пару из романа «Маскарад». Нужно было исполнить вальс, полонез, польку и небольшую сценку из романа.
— Любимое место в Краснознаменске? Что нравится в городе?
— Я люблю Краснознаменск. Мы всей семьёй обожаем прогулки по городу. Самое наше любимое место — новое озеро.
Что нравится в городе? Я согласно с пословицей, что не место красит человека, а человек место. Краснознаменск — это, прежде всего люди, которые живут в нём. Люди с высоким уровнем культуры, образования, большими амбициями и устремлениями в будущее! Здесь каждый может проявить себя с лучшей стороны. Сделать много полезного для людей. Идя по городу можно встретить главу администрации подойти и поговорить с ним о своих проблемах. Также с депутатами, учителями, директорами школ. Здесь все друг друга знают. Если что-то случается в городе это производит большой общественный резонанс среди жителей города. Люди откликаются и на горе (поддерживают и словом, и делами), и на творческие инициативы друг друга. Здесь хорошо растить детей. Конечно, трудностей хватает, как и во всей России. Но вместе мы справимся.
— Советы родителям маленьких Краснознаменцев:
— Советы очень простые.