Краснознаменск, Московская область (41-й км Минского шоссе), Россия
История Александра Владимировича Приданникова, или как стать незаменимым человеком

Жизненный путь А. В. Приданникова, руководителя кадетского корпуса в средней школе № 4 им. Г. К. Жукова и спортивного наставника воспитанников клуба «Боец».

Никогда не знаешь наперёд, куда заведёт поворотный момент жизни. Сейчас ты кандидат в мастера спорта и мастер спорта без подтверждающих документов, курируешь кадетский корпус и ведёшь группы в своём клубе «Боец» по армейскому рукопашному бою, а в детстве мечтал играть на пианино. В итоге, черно-белые клавиши струнного инструмента так и не покорились, но тебя с уважением называют «батя», «лучший учитель», «человек-легенда» и радостно кричат через всю улицу «Александр Владимирович, привет!»

Мария Бирюлина, выпускница: «А. В. Приданников — это наставник, друг и хороший человек. С начала моего пребывания в кадетском корпусе, он учил стойко преодолевать трудности. Для меня кадетский корпус — важный отрезок жизни, без него не было бы многого: прыжки с парашютом, друзья по всей России и странам СНГ, опыт выживания в полевых условиях, знакомство с определёнными элементами военной службы, ощущение своей значимости не только в школе, но и в городе.

*Да, в этом году у меня не получилось поступить в военную академию, однако, я почувствовала огромную поддержку окружающих. Александр Владимирович был вторым человеком, после мамы, которому я позвонила, осознав, что не поступила. Он поддержал своими шутками. Ему я благодарна за многие хорошие моменты. И какое бы время суток ни было — я знаю, этот человек всегда рядом». *

«Бывший военный. Или бывших не бывает?»

В Краснознаменск попал по распределению, два года отслужил в учебной части 15689 (ВШМС) (Примечание — ныне расформирована) и уволился 1 декабря 2000-го с должности командира роты.

И пожалел о принятом решении. Спустя полгода, как вычеркнули из рядов Вооруженных Сил, он стоял в кабинете начальника ГИЦИУ КС им. Г. С. Титова генерал-лейтенанта А. Б. Западинского, передав ему папку с документами. Анатолий Борисович, просматривая характеристику, список заслуг и благодарственные грамоты от главнокомандующего и министра обороны, поинтересовался, есть ли ещё предложения работы. Александр Владимирович подтвердил, что да, приглашают вести кадетский корпус.

«Я первый раз в жизни видел, как генерал так реагирует, — вспоминает А. В. Приданников. — Он захлопнул личное дело, и, протянув мне папку, сказал: „Иди, сынок, это твоё“». И пока А. Б. Западинский не ушёл в отставку, помогал кадетскому корпусу с организацией сборов, с экскурсиями, со всем, что связано с военным делом и полезно для молодежи. Александр Владимирович мог обратиться к нему напрямую, не услышав в ответ бюрократические отговорки «придите завтра-послезавтра, давайте отложим, а то сейчас некогда».

В декабре 2014 пошёл четырнадцатый год, как А. В. Приданников работает в средней школе № 4 им. Г. К. Жукова и руководит кадетским корпусом.

«Все удивлялись, зная мой суровый характер, почему я работаю в школе. А все словно к этому и шло».

Военная выправка проявилась с детства, словно передалась «по наследству» от родных братьев дедушки по отцовской линии — генералов Степана Афанасьевича и Василия Афанасьевича. После них он единственный захотел стать военнослужащим. Сначала служил срочником в разведвзводе, отряд «Розыск и задержание». Затем поступил в Челябинский военный автомобильный институт имени Главного маршала бронетанковых войск П. А. Ротмистрова. Там случилось быть старшиной роты, в его подчинении числились 120 человек, и у кого-то из них уже были жены и дети. И к каждому подчинённому нужно было выработать особый подход.

«Необходимо учитывать, где ты и с кем работаешь ты работаешь. В армии самостоятельные люди от 18 и старше, оттого и проще — сказал — сделали. А в школе — дети, которым надо объяснить, разъяснить, выслушав галдёж».

Сегодня Александр Владимирович получает ещё одно образование, «близкое, по душе», в Современной Гуманитарной Академии по специальности психолог.

Дмитрий Левин, депутат Московского областного Молодёжного парламента: «Александр Владимирович большой энтузиаст своего дела. Преподаватель, который смог объединить вокруг себя множество талантливых учеников кадетского корпуса, став для них не просто учителем, а другом и старшим товарищем. Огромное внимание уделяет патриотическому воспитанию подрастающего поколения».

«Патриотизм заключается не в праздновании какой-то знаменательной даты, — говорит Александр Владимирович. — Когда о ней вдруг вспоминают и начинают отмечать, кидаются поздравлять, тех же ветеранов. Патриотизм воспитывается ежедневной работой с детьми. И дети должны понимать, что от них требуют, а не так: понадобились — должны сделать, сделали — больше не нужны; в школу придут, отсидят за партой, поедят в столовой и „до свидания“. Это не так. У них абсолютно отсутствует чувство коллективизма, есть только восприятие, что в школе все делятся на старших и младших». Для этого нужно больше общаться, заинтересовывать в какой-то сфере, а не постоянно что-то от них требовать. Одно время Филиппенков Василий Николаевич, заместитель директора ЦРТДЮ, выписывал для школы газеты, которые ребята разносили ветеранам. Но и сейчас кадеты в нашем городе играют роль тимуровцев.

Были такие выпуски, побывавшие в 2002 году в Центральном музее Вооруженных Сил, где присутствовали дочери Жукова (Эра Георгиевна, Элла Георгиевна и Мария Георгиевна). «А лет семь назад на Поклонной горе собралось столько героев России и Советского Союза, что я в жизни не видел, человек двести. И перед всеми выступал маршал Советского Союза Д. Т. Язов. И мои кадеты смогли это событие застать».

(Фотографии из архива А. В. Приданникова)

Алексей Шмелев, выпускник: «Благодаря этому человеку я выбираю службу в Вооруженных Силах России. Благодаря этому удивительному человеку мы познали, что такое кадетское братство. Сейчас я учусь в университете, но хочу связать свою жизнь со службой в Вооруженных Силах России, и потому уже год обучаюсь на военной кафедре».

Руководитель кадетского корпуса, подстегиваемый альтруистическим стремлением, старается сделать период обучения своих воспитанников продуктивным и интересным. Не все кадеты впоследствии идут по военной тропе, оттого их школьная жизнь должна быть наполнена до краев. В свое время, генерал-лейтенант А. Б. Западинский позволял кадетам ознакомиться изнутри с главным испытательным центром в/ч 32103 и, присоединив к в/ч 59947, отправлял на стрельбища.

Каждый февраль с 2005 по 2011 годы краснознаменские кадеты, как и сотни других со всей страны, устремлялись на Всероссийский слёт юных патриотов России, проходивший в Перми. На слёте вели семинары преподаватели военных вузов, ребята занимались физическими упражнениями. Так как там собирались руководители многих кадетских корпусов, они делились впечатлениями, успехами и советам. А. В. Приданников почерпнув там новое, сделал свой образовательный процесс интереснее, привнеся в рутинный учебный план дух соревнования. Те же военизированные эстафеты с одеванием ОЗК, разборкой автоматов теперь проводятся с элементами туристического скалолазания и использованием шумовых и дымовых гранат.

С 2014 года кадеты бесплатно обучаются вождению в Центре по автомотоспорту ЦСКА п. Калининец. За рулём военной машины УАЗ они отрабатывают манёвры по бездорожью. И когда такой школьник достигнет 18 лет и пойдёт в автошколу для получения прав, он уже ничего не будет бояться.

Ещё одним ярким воспоминанием для кадетов в 2014 году стала поездка 9 мая на Красную площадь. Ребята сидели на главной трибуне столицы и смотрели самый красивый и запоминающийся парад в их жизни.

Дмитрий Гафуров, выпускник: «Александр Владимирович отличный преподаватель и хороший человек. Всегда готов прийти на помощь и найти выход из любой ситуации».

А. В. Приданников 11 лет назад создал клуб «Боец» по армейскому рукопашному бою. «Сначала я вёл как дополнительное занятие по самообороне у кадетов, но на соревнования ребят с их уровнем подготовки возить было нельзя. Кадетов набирали с 9 класса, а четырнадцатилетние редко думают о спортивных достижениях, когда компьютеры и другие интересы. И тогда я решил набирать малышей, которые будут расти и тренироваться. Сейчас многие из них кандидаты в мастера спорта, выступают на международных турнирах».

Армейский рукопашный бой включает в себя элементы мировых видов единоборств, поэтому воспитанники клуба «Боец» соревнуются в первенствах и по дзюдо, самбо, миксфайту, кикбоксингу, армейскому рукопашному бою.

Спорт для основателя клуба есть Фаросский маяк, указывающий верное направление. В детстве он не дал расслабиться, уйти с нужной дороги. «Я хотел быть музыкантом и играть на пианино. Но папа сказал „Никакого пианино, идёшь в дзюдо“. В пятом классе из родного Челябинска семья уехала на север, где хорошая погода выпадала коротким летом в плюс 25. Тогда я подумал взяться за музыкальный инструмент, но папа указал на бокс». Помимо этого вида спорта был лыжный, отчего погулять получалось только на выходных. «Поэтому учился нормально, и голова дурными мыслями не забивалась. Я не просто ходил на тренировки, я стремился чего-то достичь».

Повзрослев, в старших классах увлёкся кикбоксингом. В армии тоже благодаря спорту нашёл свою нишу в разведке, познакомившись ближе с рукопашным боем. На первом курсе института получил кандидата в мастера спорта по пятиборью. На втором курсе стал кандидатом в мастера по армейскому рукопашному бою, чемпионом Уральского округа, и так три года подряд. «Когда я занял четвёртое место на Чемпионате Вооруженных Сил России, мне собирались присудить мастера спорта, но протянули с документами, я успел окончить институт, а они все никак, я просто махнул на это рукой».

Александр Владимирович считает, что с детьми необходимо работать, отдавать как можно больше времени на воспитание, чтобы они в учителе не видели просто какого-то дядьку, который их гоняет «иди сюда» или «шагом марш отсюда».

Клуб «Боец» состоит из двух групп: дети с шести до восьми лет и от девяти и старше. Новички нарабатывают физическую выносливость и улучшают координацию, делая кувырки, прыжки, повороты, развороты. Особое внимание уделяется технике падений и защиты, потому что бить учатся быстро, но забывают правильно защищаться.

Как и во всём Александр Приданников придерживается строгих правил, например, отвечать за свои дела. «Подрался? Пришел и объяснился, чтобы я знал, за что подрался, кто первый начал. Начал мой — всё, до свидания, даже не разговариваю». Ребята не должны драться вне тренировочного зла. Могут просить о втором шансе, но коль случилось это один раз, второй не за горами. «Конечно, я сначала выслушиваю, и уже, в зависимости от вины, делаю вывод. Нельзя так просто закрыть перед человеком двери. Поэтому даю возможность перебороть себя. „Все соревнования твои, — говорю. — Никаких отмазок. Нет медали — до свидания“. И, знаете, у ребёнка появляется интерес работать качественнее и лучше».

Клуб «Боец» заслуживает уважение среди именитых спортсменов. Вот уже третий год подряд воспитанники А. В. Приданникова открывают показательными боями Международный турнир по смешанным единоборствам «Щит и меч», проводимый среди силовых структур ближнего зарубежья. Ведет мероприятие Сергей Бадюк, а гостями становятся Александр Поветкин, Денис Лебедев, Фёдор Емельяненко.

Никита Борисов, выпускник: «Лето перед седьмым классом. Ранним утром за мной зашли друзья и спонтанно предложили пойти учиться в кадетский корпус. Недолго думая, я согласился. Мы подписали документы для поступления, после чего нас пригласили на военно-полевые сборы, проходившие на стадионе четвёртой школы. Под присмотром старших кадетов собирали автоматы Калашникова, надевали ОЗК, занимались физической подготовкой и преодолевали полосу препятствий. Тогда я и познакомился с требовательным и справедливым Александром Владимировичем. Есть преподаватели, которых слушать не хочется, а его слова, в любом случае, услышишь. И, несмотря на серьёзность его слов, у него отличное чувство юмора — постоянно нас «подкалывал».

Военно-полевой лагерь разворачивается в лесу неподалёку от озёра и в двенадцати километрах от села Никольское, в Одинцовском районе. Каждый год на две недели ребята остаются отрезанными от основного мира. В их распоряжении большая палатка на сорок человек, самодельный туалет, рукомойник, полевая баня и телевизор, работающий от генератора. По прибытию, все разделяются по отделениям и готовят по пять номеров художественной самодеятельности.

«Ко всем своим воспитанникам отношусь одинаково, — гордится А. В. Приданников. — Вот дано задание пробежать марш-бросок в полном снаряжении, или пройти те же 11−12 км до лагеря. Если девчонкам тяжело, парни им помогают. Но есть девочки, что выносливее пацанов. Так почему я должен кого-то выделять? Или девочка поступила в кадетский корпус. Пусть учится, но я не должен говорить: «Нет, Маша, ты сегодня делать это не будешь, потому что тебе будет тяжело». Зачем тогда она сюда пришла? Не для жалости, а чтобы добиться какой-то цели».

Одним из излюбленных занятий кадетов считается пейнтбол на природе. Они разбиваются на две команды и в игре отрабатывают тактику ведения боя. Свидетелем таких баталий однажды стал Руководитель администрации, а ныне Глава городского округа Краснознаменск, М. В. Сапунов. Он был приятно удивлён, не ожидав увидеть хорошо оснащённый лагерь.

(Фотография из архива А. В. Приданникова)

«На полевых я их специально ставлю в такие условия, где им приходится ухищряться, чтобы создать комфортное пребывание. Увожу в лес, где они живут сутками. Поначалу ноют: «Александр Владимирович, дождь». Но быстро соображают, делают укрытия. В таких сложных условиях дети начинают по-другому себя вести.

То же я говорю и другим учителям: «Вы смотрите на них со стороны цифр, скажем, математики. Я же вижу целиком. Знаю, что в классе он «Вася-двоечник», не понимающий математики, но этот же Вася будет лучше «Пети-отличника» в экстремальной ситуации». Детей нельзя судить по одному какому-то качеству».

В школах Краснознаменска уже несколько лет проводится смотр-конкурс на лучшее оснащение кабинетов по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». И класс ОБЖ А. В. Приданникова, который ведёт ещё и этот предмет, занимает третий год подряд первое место.

«В народе мой предмет считается каким-то второсортным и необязательным. Брезгливо говорят «Вот, Ваш ОБЖ…», учителя других предметов необоснованно принижают его значение. На что им объясняю: «Вы поймите, когда ваш математик, сломает ногу, то мой двоечник (который у вас двоечник, а у меня он может быть троечником), сможет оказать первую помощь».

* * *

Что самое главное?

«Многие мои ученики служат в разных структурах: МЧС, полиция, ФСО, ФСБ, Вооруженные Силы. Кто-то лейтенант, кто-то уже капитан. Всегда приятно встречать их — ты знал пацана, который на рукав сопли наматывал, а тут он деловой идет с папочкой. Но в душе уважает за то, что ты ему дал в этой жизни щепотку знаний, которые пригодились. И ты понимаешь, что не впустую гонял этого лоботряса — из него вырос человек, который абсолютно в этой жизни тебе благодарен».

Андрей Алов, выпускник: «Кадетский корпус — пять насыщенных и интересных лет. Приданников Александр Владимирович, Раков Артем Николаевич, офицеры Боевого Братства передали нам знания, которые помогли мне в жизни. Когда я служил в армии, то использовал на практике все, чему научили эти люди. И будучи на должности командира отделения, я без особых усилий, вместе с одним сержантом, управлял личным составом всей мотострелковой роты.

Занятия по армейскому рукопашному бою вывели меня как личность на хороший, высокий духовный и физический уровень.

Спасибо вам, Александр Владимирович и Артем Николаевич, за то, что выполняете такую тяжёлую и кропотливую работу, воспитывая настоящих патриотов. Вы, не покладая рук трудитесь, прививая юношам и девушкам, пришедшим в кадетский корпус, истинные жизненные ценности».

Доброго дня!

Ольга Лесун