— Представьтесь, пожалуйста.
Меня зовут Чугунова Асия Наилевна.
— Как давно вы живете в Краснознаменске?
Ровно 15 лет назад мы приехали сюда с мужем-лейтенантом практически сразу после нашей свадьбы.
— Где и как проходило ваше детство?
Родилась я в городе Иваново, в обычной семье: мама — учительница, папа — инженер, старший брат и любимая собака. Там прошло все детство и там же я окончила университет по специальности — русская филология. Иваново — город небольшой, но зато там больше возможностей для активной деятельности: уже в 10 классе я была автором и ведущей своей программы для молодежи на местном радио. Вместе с сокурсниками на кафедре педагогики я участвовала в экспериментальном проекте «Воспитание толерантности и гражданственности», проект, поддержанный ЮНЕСКО, позволил сельской школе войти в 30 Лучших школ России и мы были приглашены на выставку в Москву. В университетские годы на практике по дефектологии собирали по российским глубинкам диалекты (как в известном фильме Шурик собирал фольклор). В общем, интересно было в Иваново.
— Расскажите немного о себе, о семье?
Мы живем в городе уже 15 лет, начинали лейтенантами в маленькой комнате «Гейзера». Сейчас у нас два сына, которые учатся в школах города, занимаются музыкой в школе Искусств. Муж продолжает служить в армии, а я, получив дополнительное образование, занимаюсь с детками детьми уже 8 лет.
— Где и кем работаете?
Я работаю логопедом в Краснознаменске — именно так меня знают клиенты и так я себя позиционирую. На самом деле моя специальность несколько шире: логопед, дефектолог, нейропсихолог и АВА-терапевт, если перечислять все мои дипломы и, надеюсь, что этот список пополнится в ближайшее время. Так как наша специальность требует ежедневного расширения профессионального кругозора.
— Вы руководитель центра адаптивной педагогики. Расскажите, почему вы решили открыть в городе такой центр?
«Центр адаптивной педагогики» — это логичное продолжение и развитие небольшого логопедического кабинета, в котором я работаю уже ни один год. К сожалению, с каждым годом растет количество детей, нуждающихся в специальной коррекционной помощи и с каждым годом структура дефекта становится более сложной, что работы одного специалиста уже недостаточно. Поэтому постепенно сформировалась команда разных специалистов смежных дисциплин. В первую очередь — это психологи, нейропсихологи, арт-терпевты и другие незаменимые в нашем деле люди.
— Где находится ваш центр?
Мы находимся в гостинице «Экипаж» по адресу: ул. Октябрьская, 12
— Какие направления представлены в центре?
Сейчас на данный момент основные направления работы центра это:
логопедическая работа (преодоление речевых нарушений, вызывание речи, работа с нарушениями письма и чтения);
дефектологическая работа (развитие и преодоление нарушений высших психических функций);
клиническая психология (преодоление нарушений поведения и других трудностей развития);
нейропсихология (восстановление естественного хода развития ребенка);
психомоторная нейрокоррекция (преодоление нарушений общей и мелкой моторики, связанных с особенностями межполушарного взаимодействия).
Также, думаю, не ошибусь, если скажу, что только у нас в городе представлены такие методики как:
В ближайшее время планируем открыть курс «Мозжечковая стимуляция» и «Подготовка к школе для детей с ОВЗ».
— Расскажите о педагогах, которые работают в вашем центре?
В центре работают педагоги с большим опытом, все они совмещают работу здесь с основной работой в Москве. Это важно, на мой взгляд, так как Краснознаменск достаточно отдален от столицы и остро чувствуется такая проблема: специалисты живут в Краснознаменске и уезжают за километры, чтобы там принимать детей из Краснознаменска. А ведь дорога — для ребенка это всегда утомительно и порой из-за отдаленности и дороговизны помощь становится недоступной. Поэтому мне было важно, чтобы наши дети из города могли получать квалифицированную помощь именно в городе. Я очень благодарна тем специалистам, которые откликнулись на мое предложение и готова к новым знакомствам с теми специалистами, которые смогут уделить время детям из нашего города. Сейчас так же я начинаю работать над новым проектом «Стажировка», который должен привлечь молодых и активных специалистов, а также опытных коллег. Надеюсь, все это позволит пригласить к нам в город людей, которые смогут помочь детям на месте.
— Какое направление центра пользуется наибольшей популярностью у ваших клиентов?
Говорить о популярности думаю не совсем корректно. Я бы сказала о востребованности. Конечно, это логопедия и нейропсихология. Актуальной, конечно, остается работа более узких специалистов таких как логопед- афазиолог (специалист, который помогает восстановить речь после черепно-мозговых травм, операций, инсультов), сурдопедагог (работа с глухими и слабослышащими), тифлопедагог (работа со слепыми и слабовидящими), олигофренопедагог (занятия при нарушениях интеллекта) и так далее. Центр готов предоставить все условия для работы таких специалистов.
— Особый акцент у вас на работе с детьми-инвалидами. Расскажите об этом подробнее.
Я бы не сказала, что это принципиальный акцент в нашей работе. Так сложилось исторически, что я специализируюсь на тяжелых речевых нарушениях, которые, как правило, сопровождаются серьезными нарушениями различной структуры. Чаще всего, эти дети относятся к категории детей-инвалидов. Но мы стараемся помочь каждому, кто к нам обратился и всегда на первой встрече я говорю родителям о том, что именно мы (это коллектив, а точнее команда центра) сможем сделать в каждой индивидуальной ситуации. Мы обращаем внимание на то, что среди наших учеников много детей-инвалидов, в первую очередь, для того, чтобы обратить на себя внимание и попробовать найти помощь среди чиновников, в благотворительных фондах и так далее. К сожалению, пока все скидки, что мы делаем детям — ложатся на плечи самого центра и как не грустно об этом говорить, например, в этом году нам пришлось отказаться от большого зала для занятий. Каждый день я пытаюсь найти помощь и поддержку для того, чтобы сохранить невысокую стоимость занятий для детей-инвалидов (хотя бы для этой категории, хотя, конечно, хотелось бы для всех), но пока не могу похвастаться результатом. Говоря об этой стороне работы, хочу поблагодарить руководство гостиницы «Экипаж», которая идет нам на встречу и помогает.
— Расскажите про школу ранней помощи. С какого возраста и с какими проблемами приводят к вам деток?
«Школа ранней помощи» — проект, который из-за отсутствия зала пришлось, надеюсь, временно приостановить. Пока он работает только в индивидуальном режиме. Мы приглашаем мам с любыми вопросами и тревогами, которые касаются развития ребенка, подбираем необходимого специалиста и проводим консультирование. Если есть необходимость, то предлагаем индивидуальную или групповую коррекционную работу.
Например, малышу два года и он еще не говорит. При первичной встрече не выявлено каких-либо нарушений. Тогда мы приглашаем на занятия с логопедом по раннему развитию в группе и наблюдаем за динамикой. Такой подход позволяет на ранних этапах увидеть нарушения развития и преодолеть их, не дожидаясь времени «когда пойдет в детский сад» или «когда исполнится 5 лет, тогда Вас посмотрит логопед»
— Особенности работы с детьми с нарушением коммуникативных навыков. Действительно ли сейчас это распространенная проблема?
К сожалению — да. Эта проблема набирает обороты не только в России, но и во всем мире. Уже у многих на слуху такое нарушение, как аутизм. Еще более часто встречаются нарушения аутистического спектра (отдельные проявления синдрома). Это нарушение, которое напрямую связано с трудностями в коммуникативной сфере. Кроме того, все чаще мы встречаем нарушения коммуникативной и эмоциональной сферы, не связанные с психиатрией и органическими нарушениями. Педагогическая запущенность, эмоциональная и сенсорная депривация (недостаток эмоциональных контактов, тактильного внимания) ранее встречались у детей из детских домов, но сейчас все чаще мы встречаем это и у домашних детей. Отдельный разговор: зависимость от гаджетов — тоже приводит к отсутствию желания и умения общаться. Как видите причин много и каждый раз мы разрабатываем индивидуальный маршрут преодоления подобных нарушений.
— Вы организовываете лагеря? Расскажите подробнее: для кого, где, какая работа там проводится
Мы проводим интенсивные курсы в летнее время. Идея интенсивов совсем не новая и не уникальная, но мы сделали свое видение этой программы и, как показывает практика, весьма успешное. В программе участвует не только ребенок, но и вся семья. Мы собираемся небольшими группами (от 6 до 10 семей) и выезжаем в Крым. Семьи живут в одном доме или санатории, отдыхают и посещают занятия и мероприятия. Основная задача таких мероприятий — коррекционная работа по конкретным нарушениям развития (как правило проводится индивидуально) и занятия в группах, мастер-классы, праздники, игры, соревнования и другие специально подготовленные действия, направленные на развитие эмоциональной и коммуникативной сферы. Такие мероприятия позволяют детям почувствовать себя самостоятельнее, проявить себя с новой стороны, стать увереннее. Во время интенсивов семья становится дружнее, по другому начинает смотреть на проблемы ребенка, многие находят друзей, которые могут их поддержать и помочь. Конечно не все идеально, но некоторые группы продолжают общаться и встречаться до сих пор. Мы стараемся создать теплую и дружественную атмосферу, дать возможность родителям максимально уделять время детям и поэтому берем на себя все бытовые вопросы. Также с родителями работает психолог, который тоже оказывает помощь в преодолении трудностей, с которыми столкнулась семья. Мы назвали программу «Солнечная школа», потому что здесь важно не только обучение, но и лечение, которое получают дети и, конечно, важно солнце, море и песок. Климат Крыма творит чудеса со здоровьем, а море Крыма дарит те необходимые эмоции ребенку, которые становятся главным ресурсом в преодолении трудностей. По возращению многие родители отмечают поразительные скачки в развитии ребенка, видят новые навыки и реальные изменения в ребенке.
Мы не случайно останавливаемся в Евпатории. Пусть эта часть полуострова не славится пышной растительностью, мы выбрали этот город, потому что здесь действительно детские пляжи и море, в котором комфортно купаться детям. А еще здесь любят детей такими какие они есть — никто не удивляется ребенку на инвалидной коляске, никто не смотрит косо и не начинает цыкать, если ребенок кричит, капризничает или падает на пол в магазине. Здесь всем комфортно и очень доброжелательные местные жители. Нашей программе уже два года и мы планируем продолжать развивать этот проект. Сейчас ведется подготовка «Солнечной школы» в новогодние каникулы. Мы планируем пригласить много новых и интересных специалистов. Сейчас уже поступают заявки на участие с разных регионов России и очень приятно, что программа постепенно становится известной. Мы постараемся ее максимально развивать и, конечно, постараемся найти дополнительные варианты финансирования, чтобы сделать ее более доступной.
— Какие планы у центра на ближайшее будущее? Каким бы вы хотели его видеть через 5/10 лет?
Больше всего у нас, наверно, это планов. Сейчас мы меняем форму организации, чтобы приглашать больше специалистов и иметь возможность оказывать действительно комплексную всестороннюю коррекционную помощь. Одно из направлений над которым мы сейчас работаем — развитие специализированного дошкольного и младшего школьного образования для детей с ОВЗ с возможностью пребывания в течении дня. Также мы планируем развивать проект «Солнечная школа» и открыть еще один вид нашей школы — «Туризм для всех». Это проект совместно с обществом инвалидов города Евпатория. Мы разрабатываем туристические маршруты и мероприятия с доступной средой для инвалидов-подростков, юношей и девушек.
— Асия, спасибо за подробный рассказ. Теперь традиционный блиц о городе. Любимые места в Краснознаменске?
Бульвар. По нему могу гулять бесконечно.
— Что нужно сделать, чтобы жители становились дружнее, ближе друг к другу?
Поставить во дворы беседки со столами, чтобы можно было просто выйти и поиграть в домино или шашки с соседями.
— На какие проблемы в городе стоит обратить внимание местным властям?
Заселение сетевиков - они убивают мелкий местный бизнес. Люди, которые действительно любят и хотят что-то делать в своем городе, вынуждены уходить.
— Чего не хватает нашему городу?
Мне хотелось бы, чтобы меньше было сетевых магазинов, предприятий по франшизам. Мечтаю, чтобы в городе работали действительно специалисты своего дела и предоставляли свою авторскую, с душой сделанную продукцию (будь это товары или услуги). Такой уютный «город Мастеров», где не KFC, а атмосферное кафе с домашней кухней и свежей выпечкой, не курсы, продающиеся по франшизе, а настоящие учителя, которые учат не только предмету, но и добру и уважению к старшим.
— О ком из ваших знакомых, жителей города было бы интересно узнать нашим читателям и почему?
Думаю, всегда интересно узнавать о людях, которые что-то придумали и сделали сами. У нас, например, есть спортивные залы, где работают хорошие тренера, а мы в городе видим только рекламу одного сетевого зала. Наверняка есть еще много услуг о которых можно узнать только по «сарафанному радио»
— Как и по каким вопросам с вами можно связаться?
Это самый трудный вопрос. Моя реклама - «сарафанное радио» не потому что я пренебрегаю другими средствами. Просто я практикующий специалист и на все не хватает времени и сил.
Пытаюсь вести страничку в Инстаграмм: @tsentrrechevi
Надеюсь, скоро заработает наш сайт.
Пока прошу всех, кого заинтересовала наша работа, звонить по телефонам: